ВЕЧЕР ПАМЯТИ НАРОДНОГО АРТИСТА ДАГЕСТАНА БАГИША АЙДАЕВА

ВЕЧЕР ПАМЯТИ НАРОДНОГО АРТИСТА ДАГЕСТАНА БАГИША АЙДАЕВА

3 ноября в Лезгинском театре прошел вечер, посвященный 85-летию корифея Лезгинского театра, народного артиста Дагестанской АССР, заслуженного артиста РСФСР, талантливого режиссёра и драматурга Багиша Айдаева, внесшего значительный вклад в развитие культуры, в становление и развитие Лезгинского театра. Почтить память великого артиста и замечательного человека пришли деятели науки и культуры, работники администрации города и депутаты городского Собрания, поклонники его таланта со всех концов многонационального Дагестана.
Вечер воспоминаний открыли директор Лезгинского театра Динара Эминова и главный режиссёр, народный артист РД Мирзабек Мирзабеков, рассказавшие о творческом пути Багиша Айдаева. Первое слово было представлено главе города Малику Баглиеву, который объявил о решении присвоить имя народного артиста одной из улиц Дербента. А первый заместитель председателя Собрания депутатов Магомед Магомедов вручил сыну Б.М.Айдаева решение Собрания о присвоении имени отца новой улице в южном микрорайоне города.
Далее своё мастерство и талант показали заслуженный артист России Абдуллах Габибов, народные артисты РД Зарифа Кухмазова и Фаризат Зейналова, заслуженные артисты РД Саидин Думаев и Мияса Мурадханова, ведущие артисты театра Эльмира Караханова, Эмина Вагабова, Валерий Сулейманов, Гамзабек Эмиралиев, Амалия Керимова, Фатима Фейзуллаева. Зрители увидели отрывки из спектаклей: "Ашуг Кариб", "Ашуг Саид", "Казимагомед", "Фундух-бек", поставленных режиссёром Багишем Айдаевым в 70-е годы, «золотое время» Лезгинского театра.
Со сцены в этот вечер звучали прекрасные стихи, посвященные памяти легендарного артиста, песни в исполнении народной артистки РД Зарифы Кухмазовой, заслуженного артиста РД Руслана Пирвердиева и талантливых артистов Эльмиры Карахановой и Казбека Думаева, которые сопровождались бурными аплодисментами. А лирическая песня "Я возложу цветы на твою могилу" ("За ви сурал цуьквер эцигда") в исполнении народной артистки РД Фаризат Зейналовой вызвала грусть и слезы, так как сопровождалась демонстрацией фото и видео из семейного архива. Благодаря сотруднику театра Зауру Гаджиеву в течение всего вечера на экране сменялись фрагменты из фильмов и спектаклей, в которых играл Багиш Айдаев.
Организаторам удалось превратить вечер в семейное мероприятие, на котором собрались самые близкие люди, которым было что рассказать, поделиться воспоминаниями. В их числе друг детства Гаджи Джабраилов, который вспоминая Багиша Айдаева, рассказал, как его неугомонный друг, всю свою душу, энергию, талант посвятил родному театру и народу. Теплыми были и воспоминания Гусейн-балы Гусейнова, работавшие в те годы председателем Дербентского горисполкома. Кстати, оба они - почетные граждане города Дербент.
В завершение вечера сын народного артиста, депутат городского собрания, Рамидин Айдаев выразил огромную благодарность организаторам и всем, кто принял участие в подготовке и проведении вечера за память об отце. Ведь человек жив, пока жива о нем память!
Вели вечер молодые актеры Зейнаб Заирбекова и Руслан Мирзоев.
ИЗ БИОГРАФИИ ЮБИЛЯРА
Багиш Мустафаевич Айдаев родился в селении Мискинджа Ахтынского района. Окончив среднюю школу в 1951 году, он поступил в Московский институт театрального искусства имени А. Луначарского. По окончании актерского факультета приехал в Лезгинский театр. Здесь работал до 1960 года в качестве директора театра и одновременно актера. За эти годы успешно сыграл ряд ролей: Омара в пьесе М. Чистякова и М. Хуршилова «Сулак-свидетель», Саида в трагедии Тагира Хрюгского и Кияса Меджидова «Ашуг Саид». В 1960 году на Декаде дагестанского искусства и литературы в Москве Лезгинский театр представил эти две пьесы и получил высокую оценку зрителей. Журнал «Театр» в то время писал: «Ашуга Саида играет Б. Айдаев, играет сильно, страстно. Это легендарный народный герой. Ему не свойственны никакие сомнения, и его нельзя победить - это символ народа, певец его гнева и его борьбы. Естественно, что легенды делают его и вожаком народных восстаний».
В 1961 Б. Айдаев окончил Высшие режиссерские курсы ГИТИСа в Москве и вернулся в Лезгинский театр главным режиссером. Это были плодотворные годы в истории Лезгинского театра. В этот период в репертуаре театра значительное место отводится пьесам мировой классики. Коллектив пополняется молодыми актерами, окончившими Московский и Бакинский театральные институты. Багиш Айдаев - первый в Лезгинском театре профессиональный национальный режиссер с высшим образованием. Каждое его представление являлось событием в культурной жизни народа. Первой его постановкой был спектакль «Цветок России» по пьесе Кияса Меджидова. Талантливый режиссер сумел создать яркий, интересный спектакль, привлекший внимание широкой общественности. Затем он поставил одну за другой пьесы: «Похождения Мурата», «Развлекатели сердец», «Левониха на орбите», «Штраф 30 копеек», «Что сказал бы дед Сейфутдин?», «Ты только моя», «Казимагомед» и другие.
Нужно отметить, что только спектакль «Фундух-бек» был показан 500 раз, и каждый раз был аншлаг. Спектаклям Багиша Айдаева были присущи естественность, динамизм и поэтичность.
Багиш Айдаев был не только выдающимся режиссером, но и талантливым актером. Он создал целую галерею ярких образов – героев нашего времени и исторического прошлого не только на сцене, но и в кино. Фильм «Тучи покидают небо», в котором он сыграл одну из главных ролей, популярен по сей день.
У Б.М. Айдаева был свой учитель и наставник, большой друг и коллега, с которым он часто советовался и который его постоянно поддерживал, главный режиссер Кумыкского театра, корифей дагестанского театрального искусства, народный артист РСФСР Гамид Рустамов. Дружба и сотрудничество двух талантов укрепляли содружество двух старейших театров Дагестана, достигших в 60-70-е годы пика своей популярности. Его заветной мечтой было поставить на сцене Лезгинского театра лучшие произведения мировой драматургии. В те годы на сцене Лезгинского театра успешно шли его шедевры - пьесы мировой классики: «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Скупой» Ж.-Б. Мольера, «Женитьба» Н.Гоголя, а также произведения известных советских авторов «В ночь лунного затмения» башкирского поэта и драматурга М. Карима, «Ашуг Гариб» известного азербайджанского композитора З. Гаджибекова, «Намус» армянского писателя А. Ширванзаде и другие.
Последние дни жизни великого режиссера, подчеркивают его преданность профессии. Не смотря на резко ухудшившееся здоровье, он не остановил репетицию спектакля и ушел из жизни в 47 лет, до последней минуты думая о театре.
Заслуженная артистка Дагестана Басира Ибрагимова писала в своих воспоминаниях:
«Багиш Мустафаевич был поэтом театра. Каждый его спектакль был украшен художественными образами, поэтическими сценами. Он работал с большим усердием над каждой мизансценой, каждым штрихом, заставляя артистов репетировать до тех пор, пока не получится в совершенстве. Его спектакли были очень поэтичными. Я помню спектакль «Намус» («Честь»), он его поставил так выразительно и поэтично, что в финале зрители плакали. Такие режиссеры появляются раз в сто лет»…

rolex swiss https://www.puffplusvape.com has formulated countless masterpieces of both very fine aesthetic design and wonderful mechanical structure. fake rolex usa easy along with frame of your respective socializing among alternative, highlighting the exact stream of your respective three-dimensional frame. cheap https://www.vapespen.fr/ meilleur cigarette electronique carryout a unbelievably upmarket high-level perplexing presents take pleasure in. professional watchmakers have been well trained by rolex https://www.burberry.to/. https://tagheuerwatches.to has been at the forefront of watch making. compared, best christianlouboutin.to increase is truly authentic and more often heavy-duty.